Selfie как предчувствие — главные теории эпидемии «самострелов»

22 May, 2014 — Интернет

Феномен так называемых «сэлфи» — или фотографий самого себя, сделанных на камеру мобильного устройства — продолжает оставаться объектом изучения ученых из разных областей. «Самострелы» продолжают становиться всё более популярными — согласно прогнозу, составленному специалистами из Yahoo, только в этом году фотографий с соответствующим хэштегом в Instagram станет вдвое больше. В ногу с повальным увлечением идут и стартапы — стремительно возрастает количество приложений, призванных сделать более комфортной съёмку автопортретов и их дальнейшее редактирование. Портал Slon попытался систематизировать основные теории, которые делают попытку объяснить растущую популярность мобильных автопортретов.

Selfie как предчувствие — главные теории эпидемии «самострелов»

everydayfeminism.com


Версия 1. Эволюция самолюбования. Автор книги под названием «Smarter Than You Think: How Technology Is Changing Our Minds for the Better» («Умнее, чем выдумаете: как технологии улучшают наш интеллект»), Клайв Томпсон полагает, что на самом деле с сэлфи всё просто — это очередной уровень трансформации свойственного человеку нарциссизма.

Сэлфи не является демонстрацией некоей психологической эволюции — это прежде всего эволюция технологическая. Естественная человеческая потребность в самолюбовании получила возможность быть удовлетворённой, для этого появились технические возможности, и, как следствие, человечество увлечённо пользуется предоставленным шансом. Таким образом сэлфи можно сичтать своего рода визуальным дневником для лентяев, которым лень отчитываться о каждом прожитом дне словами.

Более того, Томпсон полагает, что в дальнейшем эволюция продолжится, и появятся некие сервисы, которые помогут сохранить визуальные образы людей практически на вечно. Как следствие, можно ожидать радикальных перемен в методологии антропологических исследований, уверен он.

Версия 2. Человек как медиа. По мнению Николаса Кара, автора книги «The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains» («Пустышки: что интернет творит с нашим мозгом»), объяснять феномен сэлфи всего лишь стремлением к самолюбованию некорректно. Он полагает, что ведущую роль в появлении сэлфи сыграла технологическая революция и её воздействие на наш мозг.

Главный аргумент, который приводит Карр, состоит в следующем. Несмотря на то, что после своего возникновения фотография стремительно завоевала популярность, эпидемия создания автопортретов почему-то не началась. Фотографировать самих себя в минувшем веке люди не стремились.

«Самострелы» стали популярными после того, как общедоступными стали интернет и мобильные телефоны. Именно появление этих двух явлений сказалось на роли и самоощущении фотографа в обществе. Если раньше фотографии делались исключительно «на память», то теперь они воспринимаются прежде всего как один из компонентов мирового рынка информации. Фотографируя, человек производит новости. Фотографируя себя самого, он производит новости о себе. Он пытается донести до окружающих тот факт, что живёт ярко и насыщенно, до такой степени, что ему можно завидовать.

Карр анализирует результаты опросов, согласно которым пользователи популярной социальной сети Instagram склонны воспринимать новостную ленту этого ресурса в качестве источника новостей. Сэлфи, таким образом, превращаются в своеобразный новостной сюжет. По мнению Карра, создатели сэлфи руководствуются прежде всего стремлением «вписать» себя в историю, сделать частью новостного потока.

Версия 3. Самофальсификация. Теория исследователя из Лондона доктора Джеймса Килнера, специалиста по нейробиологии, гласит, что на самом деле всё на порядок сложнее. Дело не в тщеславии и не в самолюбовании — на самом деле люди делают сэлфи, стремясь фальсифицировать собственный образ, сделать его как можно более привлекательным для нашего окружения.

Килнер провёл любопытный эксперимент. Один и тот же снимок сэлфи специально приглашённые визажисты и дизайнеры обрабатывали в разных графических редакторах, стремясь создать как можно более привлекательный образ изображённого на снимке человека. Далее фигуранта фотографий попросили выбрать оригинал снимка из всех предложенных вариантов. Курьёз состоял в том, что большинство пользователей в качестве оригинала демонстрировало свой наиболее привлекательный портрет, обработанный фильтрами.

Версия 4. Сэлфи как способ «самопродажи». Необычную теорию относительно популярности «самострелов» предлагает написавшая книгу «Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self» («Я, Я сам и Почему: поиск науки об идентичности») Дженнифер Оуллет. По её мнению, сэлфи — это своеобразный способ найти самоидентичность, продемонстрировать себя таким, каким вы сами себя ощущаете.

На нынешнем этапе, чтобы общество заинтересовалось тобой, себя надо уметь ему «продать». А для этого необходимо подать ему себя в наиболее привлекательном варианте. Можно это сделать при помощи постов в социальных сетях — но, как демонстрируют проведённые исследования, текстовый контент воспринимается на порядок хуже, нежели контент визуальный. Следовательно, необходимо демонстрировать себя визуально, а лучшего инструмента, нежели сэлфи, для этого ещё не придумали. Иначе говоря, сэлфи делаются для того, чтобы продемонстрировать, как именно вы хотите быть воспринятым. Это своего рода социальный перформанс, отмечает исследовательница.

Версия 5. Гуманизация высоких технологий. Довольно оптимистичной выглядит теория исследователя феномена сэлфи Брюса Худа. В своей книге «The Self Illusion: How the Social Brain Creates Identity» («Самоиллюзия: как социальный мозг порождает идентичность») он отмечает, что сэлфи – это своеобразный вариант «новой субъективности».

По мнению исследователя, всё дело в том, что длительное время приборы и технологии оставались всё-таки дополнением нашей повседневной жизни, а не её частью. Теперь же смартфоны и планшеты воспринимаются нами как часть собственного организма. Подсознательно человечество чувствует в этом какой-то подвох, а потому стремится придать технике «человеческий» облик, сделать её человекоподобной. Именно поэтому интернет буквально наводнили сэлфи — это позволяет «очеловечить» мир высоких технологий, придать ему «человеческое лицо».

Версия 6. Способ визуальной коммуникации. Памела Ратледж, возглавляющая Media Psychology Research Center, полагает, что основная функция сэлфи всё-таки не идентифицирующая, а коммуникативная. В частности, сэлфи — это способ привлечь других людей к общению с собой, к обсуждению своей личности.

На нынешнем этапе визуальная составляющая коммуникации является более значимой, нежели текстуальная. Именно она способна быстрее подтолкнуть к каким-либо действиям или донести определённый месседж. Поэтому, полагает Ратледж, люди и используют собственные портреты как средство для донесения до окружающих той или иной информации. Более того, сэлфи является не только способом сообщить о том, что вы в данный момент предпринимаете какие-либо действия, а ещё и манифестацией подсознательного стремления получить одобрение этих действий от окружающих.

Версия 7. Сэлфи как бум личного. Недавно в Технологическом института Джорджии провели исследование, которое выяснило одну любопытную деталь. Именно фото, на которых запечатлены человеческие лица, получают наибольшее признание в визуальной сети Instagram. Их шансы получить «лайк» практически на половину выше, чем у обычных картинок, на которых не человеческих лиц. Помимо этого, их на треть чаще комментируют. Это объясняется тем, что именно лицо выступает для нас главным индикатором при коммуникации, мы считываем эмоции и смыслы именно с выражения лица собеседника.

Любопытен также и ещё один аспект сэлфи-мании.Так, как выясняется, именно представительницы прекрасного пола чаще публикуют собственные снимки в социальных сетях. Также именно женщины чаще всего снимают свои автопортреты с чуть опущенной головой, которая позволяет выглядеть более выигрышно. Также любопытен тот факт, что большинство пользователей оценивает как более привлекательный свой снимок-сэлфи, который соответствует не подлинному, а зеркальному облику, то есть, той внешности, которую мы ежедневно наблюдаем в зеркале. Несимметричность человеческого лица приводит к тому, что разница между прямым и зеркальным сэлфи очень заметна.

Руководитель проекта Сайдах Бакши полагает, что результаты исследования являются актуальными не только для Instagram, но и в целом для развития интернета. На данном этапе для пользователей мировой паутины внешнее является менее значимым, нежели внутреннее-личное. Люди концентрируются на личной жизни, на подробностях собственного быта (отсюда, в частности, фотографии собственной еды), на собственных эмоциях. Человечество вполне сознательно стремится отказаться от направленной вовне общественной жизни в пользу направленной вовнутрь личной. В социальных сетях по-прежнему проходит политическая и протестная активность, но в настоящее время контент подобного рода составляет едва ли треть от общей массы сообщений, появляющихся на социальных площадках.

Примечательно, что ситуация кардинально переменилась буквально за минувшие 2 года. Именно в этот период разрыв между личным и общественным на социальных площадках существенно увеличился. Несмотря на то, что социальные площадки по-прежнему играют важную роль в качестве способа организации протестного движения, приоритетом пользуются всё же другие функции соцсетей. Селфи и обычные повседневные снимки стали собирать на треть больше лайков и откликов, нежели «информационные» фотографии неких общественно-значимых событий или даже мировых знаменитостей. Отметим, обычные автопортреты уже тоже утрачивают актуальность. Пользователи массово постят сэлфи, сделанные на кладбище, во время похорон, в ванной, после любовных утех и т.д.

Подобные перемены Сайдех Бакши объясняет «цикличностью» социальных сетей. Иначе говоря, увлечение каким-либо типом контента носит временный характер, а потом люди, «насытившись» им, переключаются на другой тип. Вполне возможно, что со временем произойдёт «перенасыщение» сэлфи и популярность наберёт какой-то другой тип контента.


tags социальные сети, Selfie, Instagram


  

Читайте так же:


В Сиэтле открылся магазин без продавцов и кассовых аппаратов

В Сиэтле открылся магазин без продавцов и кассовых аппаратов

7 December, 2016

Компания Amazon реализовала в Сиэтле революционный проект — универсальный магазин, в котором нет привычных кассовых аппаратов и обслуживающего персонала. Идентификация покупателей здесь производится при помощи QR-кода, который сканируется на входе приложением, установленным на смартфоне покупателя.

Открыта регистрация на самую масштабную конференцию по CPA-маркетингу

Открыта регистрация на самую масштабную конференцию по CPA-маркетингу

6 October, 2016

18 октября 2016 года в Москве состоится конференция для маркетологов, вебмастеров и рекламодателей России и соседних стран — CPAconf 2016. Регистрация на конференцию уже открыта на сайте мероприятия cpaconf.com.

Создатели интернет-аукциона OXO поделились новостями компании

Создатели интернет-аукциона OXO поделились новостями компании

28 September, 2016

Чуть больше года понадобилось команде универсального интернет-аукциона OXO для того, чтобы вплотную приблизиться к отметке в два миллиона активных лотов. Как рассказали разработчики проекта, этого удалось достичь за счет доступности и простоты продукта, регулярных акций и лояльной техподдержки.

Казань примет SEO Conference 2016

Казань примет SEO Conference 2016

29 August, 2016

29 и 30 сентября Иннополис будет принимать седьмую международную конференцию SEO Conference 2016, посвященную Digital-маркетингу и SEO-продвижению. В мероприятии примут участие Google, Яндекс, Mail.ru, VK, Alibaba и прочие компании.

Очередная LVIV IT ARENA пройдет с 30 сентября по 2 октября

Очередная LVIV IT ARENA пройдет с 30 сентября по 2 октября

5 August, 2016

С 30 сентября по 2 октября этого года львовский стадион «Арена» соберет более двух с половиной тысяч представителей IT-индустрии на конференцию LVIV IT ARENA 2016 — NAVIGATING THE FUTURE. По задумке организаторов, событие этого года будет больше ориентировано на Европу.