24 September, 2010, Москва — Ливадийский клуб | 1331
Государство и Общество
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
Лужковгейт полезен уже тем, что пробудил от спячки народ. Когда стало окончательно ясно, что речь идет не просто об отставке, а в Москве грядут перемены, получила развитие дискуссия о будущем столичного мегаполиса. Несмотря на то, что уход Юрия Лужкова в 2011 году был предопределен, широкого обсуждения перспектив Москвы не было и в помине. Даже принятие Генплана, которое могло бы стать поводом для такого большого разговора, прошло незаметно для основной массы горожан. Это происходило оттого, что создавалась иллюзия вечности не столько Лужкова, сколько московской бюрократической машины. Кстати, шанс «продлить мгновенье» до положенной по закону даты у Лужкова по-прежнему остается. Однако даже если так случится, последние месяцы на своем посту мэр будет работать не только под пристальным вниманием федеральной власти, но и под контролем пробудившегося гражданского общества. И это, наверное, самый важный результат так называемой антилужковской кампании. Насколько у нашего слабенького гражданского общества хватит силенок продлить этот контроль и распространить его на деятельность нового мэра, это уже другой вопрос.
Что будет потом? Выходом из затянувшегося противостояния мог бы стать переход Лужкова из категории госслужащего в сферу публичной политики. Одно предложение, насколько мне известно, московский мэр уже получил от своего предшественника на посту градоначальника. Гавриил Попов заявил, что «российское Движение демократических реформ будет первой структурой, которая будет готова выдвинуть Лужкова кандидатом на президентских выборах». Не знаю, как насчет президентских выборов, но «партия Лужкова», если бы таковая была зарегистрирована, могла бы побороться за места в Государственной Думе. Не думаю, что у нее имелись бы шансы на серьезный результат федерального масштаба. Этому хорошо поспособствовали превентивные меры: грязное белье, которое СМИ вытащили из сундуков, не позволит теперь во всем белом предстать перед избирателем. Кампания в СМИ как раз и призвана была сделать так, чтобы, в случае достижения договоренностей с Лужковым, «и ложечка нашлась, и осадок остался». Москвичам на всякий случай напомнили, что они могли бы жить еще лучше, если б не коррупция в рядах нынешней власти и попустительство ей со стороны любимого ими мэра. Ну а житель российской провинции еще раз убедился, что в Москве все жируют за счет остальной страны.
Тем не менее у Лужкова все равно остается немало сторонников - явных и скрытых. Многие регионы, а значит, и их чиновники, за годы мэрства Юрия Михайловича были облагодетельствованы его щедрой рукой. Да и с оппозицией в виде «партии Лужкова» ЕР могла бы выстраивать диалог, чего с маргинальными оппозиционными движениями никогда делать не будет. И поэтому российской политической системе на данном этапе даже выгодно было бы создание еще одной партии бюрократии. Это позволило бы купировать конфликт внутри элит, который развивается, как бы это не пытались скрывать. Да и Лужков все равно воспринимается не как функционер «Единой России», а как самостоятельная политическая фигура, несмотря на его присутствие в высших органах ЕР.
Что касается опасений о политическом будущем Дмитрия Медведева, которое затянувшаяся интрига с мэром якобы поставила под сомнение, думаю, они напрасны. Конфликт внутри элиты переживал и Владимир Путин. Вспомните противостояние Госнаркоконтроля и ФСБ. Вспомните, какой компромат выбрасывался, с какими публицистическими статьями, которые даже называли политическими манифестами, выступал в прессе бывший директор ФСКН! Как сквозь зубы отвечал на вопрос о войне спецслужб журналисту Владимир Путин. Где теперь герои той войны?
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали