12 March, 2010, Москва — Государственная Дума РФ | 738
Государство и Общество
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
Представляем нашего гостя:
Константин Викторович БЕСЧЕТНОВ родился в 1975 году в городе Чирчик Узбекской ССР. После окончания средней школы с углубленным изучением английского языка уехал в Москву. Образование высшее - окончил факультет «Финансы и кредит» Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. В 1994 году стал соучредителем Издательского Дома «Третий Рим». С 1997 по декабрь 2007 год - занимал должность директора по управлению проектами Издательского Дома «Третий Рим». 2 декабря 2007 года избран депутатом Государственной Думы России. Член думской фракции «Справедливая Россия», представляет интересы избирателей Новгородской, Калининградской областей и Пермского края. Член Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству. Владеет английским языком.
- Константин Викторович, в ситуацию на рынке труда кризис внес значительные изменения. В чем они проявились?
- Если всех работающих условно разделить на две группы, - руководителей и персонал их предприятий, то я бы отметил следующую особенность. Кризис отразился не только на рабочих и на бюджетниках. Произошло заметное, в среднем примерно на 30 процентов, падение заработной платы управленцев. И объясняется это, в первую очередь, спадом производства. В автомобильной промышленности, например, объем продаж упал примерно вдвое. Это повлекло некоторое перераспределение управленцев - как между предприятиями, так и между отраслями. Еще одна новая тенденция - в ходе кризиса примерно в 4 раза возросло число разного рода судебных процессов, - и зарплаты хороших юристов соответственно возросли.
- Россия борется с кризисом. Но, судя по непомерно возросшим зарплатам топ-менеджеров банков, как говорится, - «кому война, а кому мать родна»?
- Вас интересует, как объяснить рост доходов членов правлений банков?
- Да именно это интересует.
- От кризиса богаче стали далеко не все банки. «Сбербанк», по моим ощущениям, от кризиса только выиграл. Дело в том, что у крупных банков - практически монопольная позиция на финансовом рынке. Но не это главное, и никаких особых заслуг топ-менеджеров ведущих банков я бы не приписывал. В ходе кризиса крупные банки окрепли оттого, что получили государственную финансовую поддержку. И второе, на чем заработали крупные банки - многие предприятия и вкладчики перевели в ходе кризиса свои ресурсы из «рисковых» банков в «более устойчивые». Но если брать рынок труда в целом, - конечно же, кризис серьезно и заметно повлиял на зарплату рабочих, особенно в регионах. Для сохранения уровня зарплаты люди вынужденно пошли на всякого рода приработки. И лишь какая-то часть активных людей, кто «крутится», стали получать больше, чем прежде.
- Хотелось бы поинтересоваться, что происходит в сфере занятости регионов, которые Вы представляете в Государственной Думе...
- Я представляю в Думе 3 региона, и ситуация на рынке труда в них разная. В Пермском крае произошли сокращения численности работников практически во всех отраслях. Но, благодаря своевременной диверсификации экономики, снижение объемов производства и падение уровня зарплат в одних отраслях повлекло перетекание трудовых ресурсов в другие отрасли. В Калининградской области ситуация на рынке труда более напряженная - об этом можно судить по прошедшим в регионе митингам.
- Интересно, а как отреагировала власть на массовые протестные выступления в регионе?
- На мой взгляд, власть просто «прозевала» этот регион. Ситуация ухудшалась не сразу. И общее падение производства я бы экспертно оценил - до 40 процентов. Первый митинг в области собрал 3 тысячи человек. Затем организаторы сказали - соберут 10 тысяч. Власть посчитала, что это не получится. Но митинг все же состоялся, и выводы власть уже делает.
- А в Новгородской области?
- Особо тревожной динамики в падении производства в Новгородской области я не наблюдал. Но область относится к регионам, где и до кризиса все было «не очень». Вот так, «не очень» все и осталось.
- Беседуя с представителями власти, я почти всегда интересуюсь, - достигла ли Россия «дна» кризиса?
- По моим оценкам, - да, достигли. Но отталкиваемся от «дна», в основном, не благодаря антикризизисным мерам правительства, а потому, что цены на нефть на мировом рынке стали расти. Сейчас они превышают цифры, заложенные в бюджет. Это - первое и главное. А вот второй фактор можно отнести к успешным мерам правительства - ослабили рубль и подняли конкурентоспособность ряда основных отраслей. Поэтому я делаю общий вывод - в экономике России все не так плохо. Но хотел бы заметить, что именно сейчас, в период кризиса, рост ВВП демонстрирует Китай.
- А в чем заключается их секрет?
- У них меняется структура экономики, и делают они это очень успешно. В России мы пока это не наблюдаем.
- Интересно, а почему за рубежом при снижении цен на нефть падают цены на бензин. У нас цены, если где-то и снизились, то на копейки, и затем - снова растут. То же самое - с тарифами ЖКХ...
- Это вопрос - к нефтяным монополиям, точнее - к олигополии. Олигополия - это такое состояние рынка, при котором в реализации товара доминирует очень мало продавцов, а появление новых продавцов затруднено. Как говориться, отстроили вертикаль, и сейчас - имеем то, что имеем. Плюс к этому - коррупционная составляющая.
- СМИ сообщают, что даже в кризис в Японии процентные ставки по ипотеке близки к 1 проценту, а срок выплаты кредита - до 100 лет. Почему бы не пустить японские компании на российский рынок жилья?
- В экономике Японии - не все так хорошо, как нам кажется. Они слишком долго развивались, как закрытая от всего мира система. Вот США - это открытая система, они притягивают в свою страну лучшие умы. А у нас - главенствует сырьевой сектор, который диктует правила игры на рынке другим отраслям. Поэтому не надо удивляться, что сырьевая модель экономики у нас преобладает и будет преобладать в обозримом будущем.
- И что же надо предпринять, чтобы изменить положение?
- Главная задача здесь - политическая. И заключается она в трансформации экономики. Здесь важно многое - не только приток иностранного капитала. Но, на мой взгляд, такие изменения произойдут только при смене политических элит. Это - позиция нашей оппозиционной фракции в Думе.
- А соглашается ли с этим власть? Прислушивается ли парламентское большинство и правительство к Вашей оппозиционной фракции?
- Разница во взглядах на экономику - это та же политическая борьба. Она идет и в Думе и за ее пределами. Кто сегодня более сильный - тот и диктует, какими должны быть законы. А в Думе, как всем известно, существует парламентское большинство, - это партия «Единая Россия». А когда нам надо провести свои проекты, - мы либо вступаем в коалицию с другими оппозиционными фракциями, либо договариваемся с единороссами.
- Интересно, не отнимают ли гастарбайтеры из стран СНГ рабочие места у коренных россиян?
- Я считаю, что не отнимают. Я уверен, что приток неквалифицированной рабочей силы мы должны обеспечивать. Что же касается квалифицированной рабочей силы, то часть зарубежных трудовых ресурсов мы уже потеряли - я имею в виду украинских и белорусских рабочих. Кризис не вечен, и Россия столкнется с нехваткой трудовых ресурсов. Поэтому я считаю, что в центральноазиатских странах СНГ мы должны создавать условия для подготовки рабочих. Так мы решим еще целый ряд политических проблем.
- Честно говоря, Ваш вывод идет вразрез с мнением большинства выступивших в нашей рубрике депутатов...
- Этот вывод согласован с ведущими российскими учеными-демографами, которые анализируют и прогнозируют занятость и трудовую миграцию.
- Сейчас. Во время кризиса, трудно сохранить рабочие места на многих предприятиях. А в каких отраслях их можно создавать?
- Лично я - против сохранения рабочих мест на предприятиях, которые заведомо не выдержат конкуренцию. Взять, к примеру, наш отечественный автопром. Зачем, спрашивается, делать трупу финансовые инъекции? Не лучше ли постепенно переобучить и переподготовить людей к работе на других производствах? Кризис в любой стране приводит к трансформации экономике. И, как правильно говорит президент России Дмитрий Медведев, нам сейчас нужно модернизировать экономику. У нас - огромный потенциал в развитии нанотехнологий...
- Многие россияне до сих пор не понимают что это такое...
- Нанотехнологии - это технологии, в результате которых создаются продукты с совершенно новыми потребительскими свойствами - с заданными свойствами на атомном и молекулярном уровне. Например, - создаются новые, сверхлегкие материалы для самолетостроения. В этом направлении у нашей страны - огромные перспективы. И я уверенно предсказываю создание в этих направлениях уже в ближайшей перспективе многих десятков тысяч новых рабочих мест.
- Константин Викторович, традиционный вопрос нашей рубрики: во сколько лет Вы заработали свои первые в жизни деньги и на что Вы и потратили?
- Мне было 14 лет, когда на летних каникулах я часто мыл автомобили. Работы была трудная, но в день я зарабатывал примерно столько, сколько отец или мама зарабатывали в течение месяца. На заработанные деньги покупал туристическое снаряжение, экипировку для поездок в горы. Это было в Узбекистане.
- Спасибо за интервью.
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали