19 January, 2010, Москва — | 1532
Медицина и Фармацевтика
Семинары и Конференции
Государство и Общество
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
Актуальность проблемы: Существующий в российской правовой системе институт недееспособности опирается на устаревшую советскую концепцию «все или ничего»: либо полная дееспособность, либо полная недееспособность. В случае признания гражданина недееспособным он автоматически утрачивает большинство своих прав, включая право принимать решения не только в отношении своего имущества, но и в отношении лечения, места жительства, участия в выборах, доступа в суд. Практика показывает, что в реальности степень неспособности принимать самостоятельные решения в силу психического расстройства проявляется у каждого человека индивидуально, в связи с чем многие из тех граждан, кого признают недееспособными, сохраняют способность принимать решения в отдельных сферах жизни. В ряде случаев для эффективного решения тех или иных вопросов повседневной жизни гражданин нуждается не столько в том, чтобы эти вопросы решал за самого гражданина опекун, а скорее в том, чтобы гражданину была предоставлена помощь в самостоятельном принятии решений. Между тем, существующая в России система опеки не предусматривает таких механизмов.
В результате складывается ситуация, когда ограничение прав недееспособных граждан фактически означает их гражданскую смерть, поскольку недееспособность не столько усиливает защиту, сколько приводит к повседневному нарушению прав лиц, имеющих психические проблемы. При этом сами недееспособные граждане не имеют никаких эффективных средств защиты своих прав, поскольку закон запрещает им обращаться в суд.
Необходимость реформы института недееспособности и опеки является не только пожеланием правозащитных организаций, но и прямо вытекает из международных обязательств Российской Федерации: несоответствие существующей системы требованиям Европейской Конвенции по правам человека было признано Европейским Судом по правам человека в решении по делу Штукатурова в 2008 г. В октябре 2009 г. Комитет ООН по правам человека в своих заключительных замечаниях относительно периодического доклада Российской Федерации также указал на необходимость радикального пересмотра практики лишения граждан дееспособности. Такой же подход признан в ст. 12 Конвенции ООН по правам инвалидов, подписанной Российской Федерацией. Планируемая ратификация этой конвенции приведет к необходимости приведения института опеки в соответствие с международными стандартами прав человека, и, соответственно, к отказу от института полной недееспособности. Наконец, необходимость подобной реформы была признана участниками круглого стола под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в мае 2009 г.
Опыт других стран постсоветского пространства показывает, что возможны различные подходы к реформированию системы опеки для приведения ее в соответствие с международными стандартами прав человека. Вместе с тем, особенности правовой системы каждого государства не позволяют скопировать какую-либо модель, что обуславливает необходимость тщательного изучения как самих юридических подходов к проведению реформы, так и ее последствий с точки зрения усиления защиты людей с нарушениями психического здоровья. Вместе с тем, на данном этапе сложность реформы института недееспособности и новизна данной проблематики требуют не столько детального исследования всех юридических тонкостей изменения конкретных законоположений, сколько обсуждения концептуальных подходов к введению института частичной недееспособности, а также иных мер защиты людей, неспособных принимать самостоятельные решения.
В рамках круглого стола предлагается обсудить следующие вопросы:
Необходимость сохранения института полной недееспособности.
Понятие частичной/ограниченной недееспособности и возможность регулирования «степеней» дееспособности.
Каким образом должны определяться сферы ограничения прав гражданина: путем указания в законе или судом?
Необходимость закрепления прав гражданина, не подлежащих ограничению в случае утраты дееспособности.
Продолжительность утраты дееспособности и необходимость периодического пересмотра такой меры.
Специальные меры защиты уязвимых лиц как альтернатива ограничению дееспособности.
Необходимость ограничения полномочий опекуна.
Участники круглого стола:
КАЗЬМИНА Майя Михайловна – заслуженный юрист России, Председатель Союза Юристов Москвы;
ТОЛМАЧЕВ Александр Васильевич – доктор юридических наук, проф., член Правления Союза Юристов г.Москвы;
ЗУБОВ Игорь Николаевич – доктор юридических наук, проф., генерал-полковник милиции в отставке, ех-заместитель министра МВД;
ХАЛИКОВ Фанис, юрист Гражданской комиссии по правам человека
МАЛЬЧИКОВА Татьяна, президент Гражданской комиссии по правам человека
АРГУНОВА Юлия Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, советник юстиции, руководитель юридической службы НПА России;
КОЛЬБИЧ Лада Эдуардовна – юрист-правозащитник, исполнительный директор союза «Гражданское общество – детям России»;
НЕВЕДОМСКАЯ Лидия Евгеньевна – кандидат философских наук, психолог, теолог.
Время проведения: 21 января 2010г. 13.00
Место проведения: г.Москва, ул. Новый Арбат, 15, офис/комната 2416
Контактные телефоны: 940-95-74, 695-99-73
Для прохода в здание на первом этаже в бюро пропусков необходимо предъявить паспорт или редакционное удостоверение и сообщить, что вы собираетесь пройти в Союз юристов Москвы. Подняться на третий этаж и на лифте до 24 этажа.
Хотите опубликовать пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали