28 August, 2009, Москва — Имхонет | 1312
Интернет
Образование и Наука
Культура и Искусство
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
Словотворчество – конкурс на создание новых слов в русском языке. В языке много лакун, например, в обозначении любовных чувств и отношений (Цветаева называла русский язык: «безлюбовным»), не ясно, как обращаться к мужчине или женщине («товарищ» или «гражданин» столь же не актуально, как «сударь/сударыня»), нет даже устойчивого названия электронной почты…
Михаил Эпштейн: Изречь или записать новое слово – это всегда дело творческой личности (в досетевую эпоху, как правило, безымянной), а принимать или не принимать его – это и впрямь дело общества. Достоевский больше, чем всеми своими романами, гордился тем, что ввел в русский язык одно-единственное слово – глагол «стушеваться».
Карамзин, Ломоносов, прочие знаменитые мыслители прошлого ввели в обиход слова, без которых мы сегодня не представляем своей жизни, – «чертеж», «созвездие», «кислород», «промышленность», «чувствительность»… Словарь Даля в значительной степени был проективным (в нем появилось порядка 14 000 новых слов).
Александр Долгин: Интернет – это та среда, в которой а) рождаются новые слова; б) есть подходящий инструментарий для рефлексий по этому поводу. Имхонет вдвойне удобен для работы со словом, поскольку это сайт новейшего поколения, так называемый, web 3.0. Т.е. к распространенным технологиям web 2.0, когда контент находят или создают сами пользователи, добавляется следующая важнейшая фаза, когда они сами же его сертифицируют. Люди получают возможность не только генерировать слова, но и высказывать свое отношение к ним, тем самым поднимая их на поверхность. Это поможет выявить перспективные слова, которые подхватят и разнесут по сети.
Для обозначения гуманитарных исследований средствами интернета Михаил Эпштейн ввел специальный термин – «гуманетика». «Инет с его возможностью посмотреть частоту использования любого слова позволяет понять, что значит то или иное явление для языка – русского, немецкого, английского. Например, Пушкин упоминается на каждой 38-й странице Рунета, а Шекспир – на каждой 216-й странице Англонета. Это позволяет определить вес слова или концепта в ментальности народа. Например, что важнее для русского менталитета – дуб или береза, ива или клен, женственный или мужеской образ растительности. Не воспользоваться новыми сетевыми возможностями было бы грандиозным упущением».
Слово года – это акция, в ходе которой предполагается выявить слова, которые являются символом, «лицом» года.
Михаил Эпштейн: Словами минувшего 2008-го года стали «кризис», «коллайдер» и «великодержавность». В 2007 году лидировали «гламур», «нано», включая «нанотехнологии», и «блог». В разряде «Антислово года» (самое пропагандистское, режущее) на первое место в прошлом году вышло выражение «принуждение к миру». Среди жаргонизмов и неологизмов на первом месте – «пазитиф» – чуткая реакция языка на повсеместное навязывание позитива. На второе место – «обаманна» – представление о том, что с приходом Обамы к власти с неба посыплется манна небесная. Одновременно в нем звучит «обман». В этом году на «Слово года» претендуют: «новые бедные», «перезагрузка», «антикризисный», «обвал», «передел», «свиной грипп»… Т.е. «Слово Года» – это рефлексия общества над тем, что составляет основной нерв минувшего года.
Выборы «Слова года» проводятся в США, Германии, Японии. В России эта акция (ее курировал Михаил Эпштейн) проводилась с 2007 г. силами экспертного сообщества писателей и лингвистов. На Имхонете акция впервые приобретает публичный и массовый характер. Существенно, что образовательные и просветительские цели, которые стоят перед клубом «Слово», решаются в игровой, интерактивной, клубной форме. Той форме, которая наиболее привычна для поколения-next – СЛОВОтворчества, СЛОВОполитики, СЛОВОигры.
Хотите опубликовать пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали