26 February, 2009, Москва — Culture PR | 1848
Культура и Искусство
Медиа и СМИ
Отдых и Развлечения
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
Выставка одного из ярчайших русско-еврейских художников ХХ века Анатолия Каплана (1903-1980), которую представляет галерея «Веллум» в рамках XXVI Российского антикварного Салона, является именно таким проектом.
Директор галереи искусствовед Любовь Агафонова рассказала о проекте: «Экспозиция включает более 30 произведений Анатолия Львовича Каплана. Это темпера, холсты, карандашные рисунки 1930-1960-х гг., и керамика, достойная музейных собраний, отображающая бытовую и религиозную культуру идиш-ланда, своеобразные сказки о «рае воспоминаний». Экспрессивные, сине-красные холсты - «Вечер перед субботой», «Молитва» - эталонные произведения мастера. Его карандашные рисунки, довольно редкие на рынке антиквариата, написанные словно сквозь дымку видения старого местечка: «Гуси», «Подсолнухи» - явления природы здесь как бы зашифровали изображения молящихся в талесах».
Крупные выставки работ Каплана проводились в Государственном Русском музее (2006), и в Музее личных коллекции (2007).
АНАТОЛИЙ ЛЬВОВИЧ КАПЛАН, (наст. имя Танхум Лейвикович) (1903-1980). Родился в Рогачеве (Могилевская губерния) в семье мясника. Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Петрограде-Ленинграде (1921-1927) у Г.С.Верейского и А.А.Рылова. Жил в Ленинграде, часто наезжая в родные места в бывшей черте оседлости, где изучал оставшиеся следы традиционного еврейского быта и культуры. В 1937-1940 работал в руководимой Верейским экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ (Ленинградского отделения Союза художников).
В своих композициях в духе «тихого искусства» (или своего рода лирического экспрессионизма) - преимущественно черно-белых и цветных литографиях - возобновил характерные мотивы предреволюционного «еврейского возрождения», стремившегося ввести древнюю символику иудаизма и темы местечковой «идиш-культуры» в русло современного искусства. Старые семейные фотографии, этнографические зарисовки, реминисценции сакрального декора надгробий составляют в образах Каплана романтически-живописный сплав. Среди его произведений - альбомы на темы Шолом-Алейхема ( Касриловка , 1941; Заколдованный портной , 1957; Тевье-молочник , 1961; Стемпеню , 1968) и цикл Еврейские народные песни (1963). Исполнил также серию Ленинград в дни блокады (1944-1949) в характерной для него зыбкой, как бы «струящейся» манере. В поздние десятилетия все чаще выступал и как живописец-станковист, в графике усиливал линейное начало (цикл офортов Рогачев , 1970-е годы).
В 1967-1969 годах Каплан занимается керамикой, создает блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, расписывает цветными глазурями сюжеты, варьирующих темы его графики ("Двойной портрет", "Золотая свадьба", "Козочка" и др.). В керамике же была исполнена и последняя его работа - цикл по мотивам "Мертвых душ" Н.В. Гоголя. Произведения Анатолия Каплана экспонировались на многочисленных выставках в различных городах мира, в том числе на посвященной 100-летию со дня рождения Шолом-Алейхема в Нью-Йорке в 1959 году.
Вернисаж 28 февраля с 16.00 до 21.00 (вход по удостоверениям СМИ и по приглашениям). Часы работы: 1-8 марта с 12.00 до 20.00 Центральный дом художника, Крымский вал, д.10. Стенд галереи «Веллум» на 2 этаже в VIP-зоне
Галерея "ВЕЛЛУМ" Адрес: Москва, Пречистенка 30/2, Галерейный центр "АРТЕФАКТ". Тел.: +7 (495) 776-33-31; 695-13-53 (доб.147)
http://www.vellum.ru/
Хотите опубликовать пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали