12 June, 2012, Одесса — NETOCRAT Communications | 1361
Услуги и Сервисы
Культура и Искусство
Государство и Общество
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
«В ноябре 2011 года Вселенский Патриарх Варфоломей благословил проект, как помогающий перерождению и очищению человека через осознание своей духовности. Во время аудиенции Патриарх также сказал, что я могу обращаться к нему за поддержкой в случае любого непонимания и противостояния, — рассказала в своем обращении к верующим Оксана Мась. — «Алтарь наций» — проект мирового уровня, сродни нашумевшим книгам Дэна Брауна, ни одно подобное событие не проходило без скандалов и провокаций».
Ещё на стадии задумки проекта Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир не только благословил его, но и оказал поддержку, отправив на Венецианскую биеннале, где были презентованы первые фрагменты «Алтаря наций», делегацию священников.
На открытии инсталляции в Венеции были представители всех конфессий. Согласование на установку Алтаря в храме проходило в Ватикане. Патриарх Венеции, а ныне архиепископ миланский Angelo Scola лично поблагодарил художника за ее вклад не только в открытие собора Сан-Фантин — спустя 40 лет и именно благодаря проекту, собранные средства пошли на ремонт храма, — но и отметил, что проект очень своевременный и важный, так как объединяет людей в столь нелегкое для нашей планеты время.
Еще до реализации проекта для Софии Киевской художник посетила Протоиерея Иону, чтобы узнать о его отношении к проекту. Отец Иона сказал, что это дело от Бога и дал свое благословение на труды.
Не утихают споры и по поводу самой реализации Алтаря, состоящего из человеческих слабостей и пороков. «Из грехов выложены только прародители рода человеческого Адам и Ева, а также глаза Бога Саваофа, созерцающего наш грешный мир». — подчеркивает Оксана Мась. Однако и в этих образах присутствует так называемая «сетка добра», которая как фундамент держит на себе всю «тяжесть страстей». Святой дух, Агнец, и Дева Мария выложены из яйц добродетели.
Что касается сакрального значения яйца, здесь произошел автоматический перенос понятия «писанка» на любые окрашенные яйца. При этом ритуальный, магический характер яйца оказался вытеснен произвольным его употреблением. Сама автор проекта неоднократно заявляла в интервью прессе, что используемые ей яйца писанками в традиционном смысле не являются.
Выбор яйца в качестве составляющей мозаики «Алтаря» объясняется тем, что это древнейший сакральный символ, энергетический сгусток, в котором возникает жизнь. К тому же форма яйца самая древняя из всех существующих (первым упоминаниям более шести тысяч лет), в ней таится память поколений. Это также базовый элемент, присутствующий в культурах всего мира.
Основная идея проекта — трансформация человека в положительную сторону, колоссальная работа души. Когда человек погряз в одном из семи смертных грехов, работа души прекращается. Но как только он начинает задумываться о грехе, то сразу осознает свое несовершенство. А вот это и есть начало процесса очищения Авгиевых конюшен, как утверждает художник. То есть человек, осознав свой грех, становится лучше, а следовательно — становится лучше мир.
«Таким образом, заставив этим проектом какое-то число людей работать над своими грехами, мы уже делаем мир лучше», — продолжает Оксана Мась. — «Попав в павильон, человек должен уйти другим. Каждый, кто прочувствует и попытается понять это произведение, испытает трансформацию души и мировоззрения».
Вне зависимости от национальностей, культур и религий, грехи у всех людей одинаковы. Объединив людей над реализацией масштабного художественного проекта, Оксана Мась внесла свой уникальный вклад в возвращение мира в мир, восстановление братских/сестринских связей человечества. По ее словам, «человечество — единый организм», в котором более нет места раздробленности или разъединению.
«Я не судья, чтобы отбирать те яйца, которые будут включены в инсталляцию. Это то сокровенное, что люди хотели показать — желания или грехи. Поэтому я не отбирала яйца, а просто брала все», — акцентирует внимание художник. — «Людям предлагала изобразить не только грехи, а свои страхи, недостатки, которые хотели бы исправить. На рисунках в том числе — субкультуры, идолы, лейблы — то, чему поклоняется на сегодняшний день человечество. То, чем люди заменили себе Бога. То, что они в душе поставили на пьедестал».
Как подчеркивает Оксана Мась, «Алтарь наций» — проект не религиозный, а светский. «Гентский алтарь», который воссоздает творение художника, является первым произведением эпохи Возрождения. То есть возрождение наступает с прощением, когда мы все в раю и все прощены, когда позади инквизиция и глухое Средневековье. Именно этот алтарь и выбрала художник, потому что кризис, в котором находится человечество, должен иметь подобный выход.
«Мы практически погрязли в глухом Средневековье, только немного другого качества. И поэтому я взяла этот алтарь, с надеждой на то, что он вытянет людей, заставит задуматься над чем-то», — добавляет художник Оксана Мась.
Официальная страница мероприятия в Facebook
Официальная страница «Алтаря наций» в Facebook
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали