27 June, 2008, Москва — Imageland PR | 2492
Семинары и Конференции
Культура и Искусство
Отдых и Развлечения
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
В работе пресс-конференции примут участие заместитель Председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Епископ Егорьевский Марк и организаторы мероприятия.
Программа пресс-конференции:
11.00 - 12.00 - регистрация участников
12.00 - 13.00 - пресс-конференция
13.00 - 14.00 - фуршет
Аккредитация по тел./факсу: 202-43-33 или по электронной почте - [email protected] до 16.00 1 июля 2008 года - Руководитель пресс-службы Комитета по туризму - Дмитрий Шульцев, тел. 629-60-34 - ИТАР-ТАСС, тел. 785-22-55, доб. 115, 8-903-558-22-44 - Смирнов Михаил
Стоит в центре Москвы маленький древний храм в честь Вознесения Господня, в котором сияет тихим светом, золотой патиной икона с двумя святыми, предстоящими Господу во славе. Эти святые, прославившиеся несколько столетий назад, - князья Петр и Феврония Муромские. Они явили для всего мира красоту и высоту православной семьи, став идеалом христианского супружества.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича и младшим братом княжившего в г. Муроме благоверного Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Женщина обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель врагу «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Узнав об этом, князь Петр решил убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме ему открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни.
Однажды слуга князя, посланный на поиски лекаря, зашел в дом в деревне Ласковой в Рязанской земле, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза - сборщика дикого меда. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестива и добра. Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к ее дому, и он обещал тому, кто его вылечит, большую награду. Феврония попросила в награду за исцеление князя жениться на ней. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным ее лечебным снадобьем один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, и однажды, взбунтовавшись, предложили Февронии взять, что ей угодно, и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Супруги поплыли по реке Оке на двух судах. А утром их догнали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Князья Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.
Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и молили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом снова оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в соборной церкви г. Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. Ныне мощи открыты для поклонения в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их мощи. Со временем подлинные события их жизни приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV веке.
Создателем «Повести о Петре и Февронии» - памятника древнерусской агиографической литературы XV века - является священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге. Повесть была крайне популярной, поэтому сохранилось более 150 ее списков. После канонизации в 1547 году на Московском церковном соборе Петра и Февронии повесть подверглась переработке и обросла дополнительными подробностями (чудесами, службой).
В 1552 году муромские чудотворцы были канонизированы как русские святые, а день 8 июля (по новому стилю) стали считать днем их памяти. До сих пор сохраняется в народе предание о беззаветной любви и преданности двух супругов. Особо почитаются святые Петр и Феврония как покровители супружеской благочестивой жизни и влюбленных. Своими молитвами они низводят небесное благословение на всех вступающих в брак. В их день на Руси считается благоприятным заключать браки, совершать помолвки, крещение детей и прочие обряды, связанные с семьей и браком.
Их трагическая история любви освящена множеством легенд, описана в «Повести о Петре и Февронии Муромских» «жемчужине древнерусской литературы» (Д.С.Лихачев), которая была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов. Неординарное житие святых воспевающее «союз любви и мудрый брак», известно всему миру.
Хотите опубликовать пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали