7 November, 2011, Москва — Историко-мемориальный музей В.С. Черномырдина | 1378
Образование и Наука
Культура и Искусство
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
Спикеры:
Юрий Александрович Берг, губернатор – председатель Правительства Оренбургской области;
Виталий Викторович Черномырдин, преРзидент Регионального общественного фонда Черномырдина, старший сын Виктора Степановича;
Андрей Александрович Сорокин, генеральный директор Историко-мемориального музея В.С. Черномырдина;
Алексей Валентинович Лебедев, заведующий Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии.
Музей создается на родине В.С. Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.
«Я искренне убежден, что музей нельзя создавать ни в Москве, ни в Киеве – ни в каком другом городе, где жил и работал Виктор Степанович, – отметил губернатор Оренбургской области Юрий Берг. – Этот музей – дань уважения человеку, который сделал колоссально много для развития области. Это должен быть истинно Черномырдинский музей, который бы соответствовал духу этого волевого, решительного и одновременно очень открытого и простого человека».
Музей будет посвящен не только самому Виктору Степановичу, но и земле, на которой он родился. Эти края – место схождения Русской равнины, Уральских гор и Сибири – середина России. Здесь следует искать истоки уникального черномырдинского характера: его стойкости, выносливости, сметливости.
«Привязанность к родным местам видна даже по личному мейлу Виктора Степановича – Sakmara38. Это название реки, на берегу которой стоял родительский дом, и год его рождения, – рассказал сын политика Виталий Черномырдин. – Идея создания музея села – казачьей станицы с 200-летней историей – возникла у отца еще в 2006 году. При его жизни для музея был приобретен участок земли и здание бывшего райкома КПСС. Будучи школьником, Виктор Степанович во время субботников участвовал в строительстве этого здания: вместе с другими ребятами подносил строителям кирпичи. К сожалению, он не успел осуществить свои планы. Поэтому односельчане и друзья предложили создавать не музей села, а историко-мемориальный музей В.С.Черномырдина».
Для музея специально строится здание. В России возводится крайне мало зданий, предназначенных для музеев (чаще перестраиваются и приспосабливаются). Крупные проекты последнего времени можно перечислить по пальцам: здание Дарвиновского музея, музейный комплекс в Тюмени, строящееся здание Музея оружия в Туле… Проект музея Черномырдина разрабатывается специально («Архитектурная студия И&Е», под руководством Игоря Серова.)
«Если быть совсем точным, то в Черном Отроге возводится не только музей, а целый многопрофильный комплекс. Он будет состоять из Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина и Центра образования имени В.С.Черномырдина. Работы по созданию музея идут полным ходом: завтра состоится торжественная установка закладного камня в основание нового строящегося корпуса, – дополнил директор музея Андрей Сорокин. – Историко-мемориальный музей будет состоять из двух корпусов: здания райкома – оно сейчас реставрируется, в нем будут расположены административные службы и научно-фондовый отдел.
И нового трехэтажного экспозиционного корпуса площадью 7200 кв. м. Подвал оборудуют под фондохранилище, соответствующее самым современным требованиям. Большой зал первого этажа отведен под экспозицию автомобилей. Здесь же разместится детский музейный центр, современные конференц-зал и лекционный зал, позволяющий проводить камерные концерты. На втором этаже будят находиться библиотека и кафе. «Архитектурная студия И&Е» спланировала их так, что людям за столиками и посетителям библиотеки будет открываться вид на экспозицию автомобилей этажом ниже. Третий этаж отводится под выставки и постоянную экспозицию.
Андрей Сорокин подробно рассказал о коллекциях Виктора Степановича, которые семья передает в музей. При этом он подчеркнул, что «Черномырдин не был коллекционером в полном смысле слова. Каждое собрание формировалось по-разному. Живопись покупалась спонтанно, когда он заглядывал в редкие минуты отдыха на художественные ярмарки Москвы, Санкт-Петербурга, Киева… Что-то дарилось друзьями на дни рождения и праздники. Портреты членов семьи Черномырдиных для дома и портреты государственных деятелей для кабинета писались на заказ. Среди полотен, переданных в музей, – работы Константина Маковского, Юлия Клевера, Филиппа Малявина, Николая Самокиша и др.
Собрание оружия сформировалось из-за того, что любимым отдыхом Виктора Степановича была охота – она позволяла переключить Виктору Степановичу голову, отдохнуть». Увлечения у Черномырдина были мужскими, казацкими: оружие и автомобили. – Продолжил Сорокин. – Он обожал опробовать новое оружие. Иногда так увлекался, что мог не рассчитать отдачи и на следующий день придти с тщательно загримированным синяком. Но стоило увидеть интересный образец, не мог удержаться, чтобы не поэкспериментировать. Поэтому в коллекции есть и холодное, и огнестрельное охотничье оружие».
Но самой большой страстью Виктора Степановича были автомобили. Поэтому коллекция хотя и не очень большая (22 машины), но исключительно качественная, и все автомобили аутентичные: реставрация выполнена на год выпуска, каждая деталь «родная». Черномырдин реставрировал свои машины с научной тщательностью.
Началась коллекция авто с покупки отцовской полуторки. Машина в плачевном состоянии была приобретена у колхоза. Но в основе, тем не менее, был тот самый ГАЗ-АА, на котором работал в свое время Степан Маркович, и на котором на зависть сельским мальчишкам позволялось въезжать во двор маленькому Вите, едва у того стали доставать ноги до педалей.
Юрий Берг рассказал историю, как восстановив отцовскую полуторку, Виктор Степанович решил, как в детстве, проехаться на ней. На шоссе его остановил гаишник. Увидев за рулем Черномырдина, оторопел, вытянулся. Виктор Степанович спрашивает: «Чего остановил-то?» Тот говорит: «Машину хотел рассмотреть…»
В коллекции есть и машины нашей истории – культовые модели своего времени, и штучные экземпляры, представляющие огромную редкость; и отечественные автомобили (в том числе редчайшие представительские авто такие, как ЗИС-110, ЗИС-110Б), и по-настоящему величественные западные творения (например, Mercedes-Benz 540К).
Все машины из собрания Виктора Степановича на ходу.
Музей станет системообразующим предприятием в Черном Отроге, отметил Сорокин. Он будет выполнять функции визит-центра, работающего с территорией края, будет сотрудничать с образовательными учреждениями, с НПО «Южный Урал» – колхозом, на землях которого расположен, и который был предметом заботы Виктора Степановича в последний год жизни.
Виталий Черномырдин рассказал, как это вышло: «Я приехал в отпуск к родителям жены на 3 дня. Близкие семье люди стали жаловаться, что колхоз умирает, происходит нечто ужасное.
Действительно, когда я пришел на площадку, где стоит техника, увидел один хлам. Хозяином колхоза было одно уважаемое предприятие. Я поехал к директору и говорю: колхоз практически развалился, давайте я подберу другого руководителя: кого-то из местных, чтобы было с кого спросить. Он отвечает: я согласен, только директором будешь ты! Это принципиально – спрашиваю я. Да, отвечает. Я согласился. Думаю: надо бы отцу позвонить. Рассказал про колхоз, а он мне: ты хоть понимаешь, куда вляпался, это же сельское хозяйство! Езжай к Заверюхе, он тебе все про него расскажет. На самом деле, отец радовался этой ситуации и работал для того, чтобы поднять колхоз больше чем я».
Виктор Степанович происходил из казачьего рода, который поселился в Черном Отроге два столетия назад: его отец, дед и прадед растили хлеб. Виктор Степанович тоже работал на земле, но не растил хлеб. Жизнь поручила ему другое: он добывал из недр земли газ и прокладывал по ней трубопроводы. Проделал путь от рабочего до директора завода, затем министра газовой промышленности СССР, потом премьер-министра новой России. Он получил в руки страну на грани экономической катастрофы, где годовая инфляция составляла 840 процентов и правительство стояло перед выбором, что покупать – хлеб или инсулин. Через пять лет он передал своему преемнику государство с восстановленной экономикой, где годовая инфляция составляла 11 процентов. Был послом и переговорщиком во многих конфликтных ситуациях в разных странах мира. А в конце жизни вернулся на свою малую родину.
Каким должен быть музей этому человеку? Этот вопрос обсуждался подробно, с разных точек зрения.
«Новизна задачи заложена уже в названии музея, – прокомментировал Алексей Лебедев, заведующий Лабораторией музейного проектирования РИК, которая разрабатывает концепцию музея – историко-мемориальных музеев не бывает. Равно как не бывает музеев литературно-мемориальных или технически-мемориальных. Бывают музеи либо мемориальные, либо литературные, технические, историко-краеведческие и т.д. Однако в данном случае четкого разграничения не получается.
Поясню эту мысль простым примером. В июне 1995 года В.С.Черномырдин в ходе переговоров с Шамилем Басаевым освободил более 1500 жителей города Буденновска, захваченных террористами в заложники. Это факт его биографии? Или биографий тех полутора тысяч человек, которых он спас? Или это факт новейшей истории России? Ясно, что это и первое, и второе, и третье. И одно неотделимо от другого. Вот почему музей будет историко-мемориальным. Прямых аналогов ему нет».
Еще один вопрос, на котором остановились в конце пресс-конференции: чем Музей Черномырдина, второго лица в государстве, будет отличаться от президентских центров, закон о создании которых недавно был принят в России?
«Любой президент – это, в первую очередь, политик, – продолжил Алексей Лебедев. – Главное его наследие – документы: указы, распоряжения, речи… Поэтому все президентские центры состоят из трех частей – архива, библиотеки и музея. Именно в таком порядке. Архив – по смыслу – на первом месте. А В.С.Черномырдин чуждался политики, хотя всеми признавался крупнейшей фигурой на политическом поле России. Он был, прежде всего, практиком, человеком конкретного дела. Его наследие зримо, реально и ощутимо. Поэтому на первое место в триаде «музей – архив – библиотека» выдвигается музей. К тому же В.С.Черномырдин собирал коллекции, которые хотел сделать публичными и показать в специально созданном музее в Черном Отроге. Если бы он успел выполнить задуманное, это был бы музей имени Черномырдина. Но Виктор Степанович не успел. Поэтому сегодня мы делаем Музей Черномырдина.
В 2001 году у В.В.Путина была показательная оговорка, которая попала в телеэфир. Он сказал, что «мы направляем Виктора Степановича на Украину в качестве Черномырдина». И сразу поправился: «… в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла и специального представителя Президента Российской Федерации». Но Владимир Владимирович мог бы и не поправляться. Потому что сказано было абсолютно точно. Виктора Степановича частенько бросали на самые трудные участки именно как Черномырдина, а совсем не по должности. Вот и мы тоже делаем Музей Черномырдина, а не «чрезвычайного и полномочного».
«2 ноября состоится закладка первого камня в основание строящегося музея, – отметил в конце своего выступления Виталий Черномырдин. – Хочется успеть построить музей за два года, к 75-летию отца в апреле 2013 года».
Сайт Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина разрабатывается. Дополнительную информацию можно посмотреть на одной из страниц в социальных сетях: в Фейсбуке или Вконтакте
Контактная информация:
Елена Лебедева,
8-905-509-11-77,
[email protected]
Ася Тавелинская,
+7 985 166 35 57,
[email protected]
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали