24 April, 2007, Москва — Инфоцентр UBA.RU | 1917
Финансы и Банки
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
Маховик кризиса, о котором в последнее время активно говорят, прост. Он начинает раскрутку с увеличения количества "перекредитовщиков", то есть, людей, которые погашают один кредит другим, выстраивая сквозные порочные цепи и являясь, таким образом, в конечном счете, неплатежеспособными. Когда банки видят, что риски беззалогового потребительского кредитования выросли, они проводят реструктуризацию кредитного портфеля и пересмотр политики, ограничивая, как общий поток кредитов, так и доступ к деньгам подозрительным лицам. Соответственно, те, кто постоянно перекредитовывал уже не имеют возможности возвратить деньги, чем резко увеличивают уровень просрочек. Если в этот момент возникает беспокойный информационный фон, паника, то недалеко до неплатежеспособности банков, бывших самыми активными на рынке кредитов физическим лицам. Такого рода события, принимавшие цепной характер, постигли в свою очередь Корею, некоторые страны Европы и Латинской Америки.
Однако, условием, для взрыва должен быть очень высокий уровень невозвратов. Пока российские банки уверены в том, что контролируют ситуацию. "Вся шумиха похожа на искусственное нагнетание обстоновки, - говорит председатель АРБ Гарегин Тосунян, - Во-первых, 4-7% невозвратов в целом по системе далеки от критического уровня. Во-вторых - у нас очень высокий порог оценки невозвратности". С банкирами согласны коллекторы."На мой взгляд цифры пока не являются критичными. Они угрожающе смотрятся сами по себе как абсолютные величины, вырванные из контекста, - полагает Андрей Сорокин из Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса. - Однако, если посмотреть на них в динамике развития сектора кредитования, становится ясным, что это не совсем так". "Во-первых, - уточняет г-н Сорокин, - за последние два-три года очень сильно увеличился объем кредитования сам по себе. В том числе и за счет продвижения скориноговых программ, позволяющих наращивать темпы. Во-вторых, мы должны при рассмотрении учитывать тот пакет неплатежей, который тянется от прошлого года. Динамика позволяет нам сделать вывод о том, что пока до критических отметок далеко".
Бесспорно, объем кредитования очень вырос и растет дальше, а итоги по невозвратам прошлого года выглядят пугающе. В году наступившем, однако, эксперты заметили определенное снижение доли неплатежей. "Многие игроки рынка потребительских кредитов осознали значимость данного вопроса и сокращают свои портфели, переориентируясь на более надежные рыночные сегменты, например, ипотеку, - рассказывает главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова. - Таковы, например, являются Русский Стандарт, Росбанк, Хоум Кредит". Она считает сценарий кризиса маловероятным, поскольку "объемы рынка потребительских кредитов не настолько велики, чтобы его вызвать, и этот рынок постепенно превращается в рынок кредитных карт. Управление рисками на последнем дает банкам больше возможностей регулирования". "Центр тяжести" портфельной политики стал ближе к ипотечному кредитованию. Менее рискованное, оно обеспечивается залогом. "Скорее всего это временное затишье, связанное с пересмотром портфельной политики, - не успокаивает эксперт ЦМАКП Олег Солнцев - Бить в литавры рано. Сегмент будет неизбывно расширяться, и доля роста невозвратов будет расти. Тем не менее, фатализма в этом нет". Как заметил эксперт, ко времени назревшего кризиса (еще два-три года) активнее заработают бюро кредитных историй. В том, что пока кредитные бюро на полную мощь не работают с ним согласен Андрей Сорокин: "Верны прогнозы, согласно которым бюро кредитных историй заработает соответственно требованиям рынка через год - полтора". Бюро будут накапливать базы, банки - уровень непогашенных кредитов, а общество - ощущение надвигающегося банковского кризиса. От того, кто накопит больше, видимо, зависит исход.
ИА "Финансовый юрист"
Хотите опубликовать пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали