19 May, 2013, Москва — art-galera | 899
Культура и Искусство
Версия для печати | Отправить @mail | Метки
Творческие и жизненные устои Кедрина формировались в пост-оттепельные годы в кругу общения с московскими художниками и поэтами – среди друзей ташкентского художника были Эрнст Неизвестный, Белла Ахмадулина, Эрик Булатов, Андрей Вознесенский, Владимир Немухин, Евгений Евтушенко, Николай Вечтомов и многие другие лидеры культурного андерграунда 70-х.
А своими «учителями» в живописи он в первую очередь называет Василия Кандинского, Хоана Миро и Ива Танги.
Кедрин считает беспредметную живопись апогеем в эволюции изобразительного искусства – своего рода математикой, которая создает универсальные формулы, с помощью которых можно объяснить окружающий нас мир, космос и вообще все на свете. В беспредметных композициях он видит возможность для высшего проявления свободы творчества – полной независимости от законов материального мира. Абстрактная форма для художника – абсолютное и концентрированное выражение самой сердцевины, сути, сущности любой идеи.
Александр Кедрин родился в 1940 году в Ташкенте. В 1995 году переехал в Нью-Йорк, где живёт и поныне. Художник, выросший в артистической среде (отец Вениамин Николаевич – известный график, скрывшийся в Ташкенте от сталинских репрессий, организатор Союза художников Узбекистана; троюродный дядя – знаменитый поэт Дмитрий Кедрин), с юных лет интересовался беспредметным искусством, пытаясь соединить в творчестве восточный космос и российско-западный абстрактный экспрессионизм. Благодаря участию в московских выставках, он вошел в круг столичной творческой интеллигенции. Это произошло уже после того, как студента Кедрина исключали за несоответствие его творческого метода идеологическим нормам СССР из двух подряд высших художественных заведений Ташкента. Третий институт он всё же закончил с отличием и стал лучшим и наиболее востребованным керамистом Узбекистана. Вступил в Союзы художников и архитекторов, получил мастерскую.
Монументалистам дозволялись даже откровенно формалистические эксперименты – лишь бы было «красиво», то есть декоративно. Александр оказался в своей стихии. Его абстрактные, полные философских открытий объекты, замаскированные под «узбекские национальные орнаменты и мотивы», быстро завоевали признание. В общей сложности Кедрин оформил панно и мозаиками сотни объектов (дворцов культуры, спортивных комплексов, домов отдыха, ресторанов, административных зданий) по всему СССР.
На первый взгляд ситуация складывалась более чем благоприятно. Однако истинной страстью художника всегда оставалась философско-метафизическая беспредметная живопись, которой он никогда не изменял, и втайне продолжал работать маслом. К сожалению, при советской власти показывать ее широкому зрителю было невозможно.
Началась перестройка, которая принесла долгожданную свободу, но обострила национальные проблемы. После распада СССР русских начали активно вытеснять из общественной жизни Узбекистана. Заказов становилось все меньше. По азиатским республикам прокатилась волна кровавых братоубийственных конфликтов. И в 1995 году Александр с семьей переезжает в США и поселяется в Нью-Йорке, где активно включается в художественную жизнь. Его работы приобретают многие музеи, галереи и коллекционеры. О нем пишут как массовые СМИ, так и искусствоведческие издания. Кедрина приглашают представлять США на Флорентийской биеннале современного искусства. В 2012 году американское телевидение снимает фильм из серии «Русские знаменитости в Америке», в котором о творчестве мастера рассказывают мэтры современной культуры – в том числе его друг Эрнст Неизвестный.
Э.Неизвестный, в частности, говорил, что в его работах «есть то, что мне вообще нравится в искусстве: элемент сакральности… ощущение, связанное с таинственностью бытия, с понятием космос – это у него есть!». И про керамику Кедрина: «Его керамика не может быть названа прикладным искусством, украшательским и декоративным – это полновесное искусство… Несмотря на изысканность, иногда изощренность формы, звучность и декоративность цвета, в этих работах всегда присутствует дыхание подлинного, большого, монументального искусства. И мне очень приятно не делать различия, как это часто бывает, между его картинками и керамикой».
Единственная московская персональная выставка Кедрина состоялась ровно 30 лет назад – в 1983-м. На выставке «Формула мироздания» в Галерее А3 демонстрируются работы Александра Кедрина 1960-2012 годов.
Работы хранятся в музеях и коллекциях: Zimmerli Art Museum, Rutgers University, New Brunswick, New Jersey, USА; Case Museum of Russian Contemporary Art, USА Музей современного искусства, Москва; Museum of Ceramics, Vilnius, Lithuania, Музей народов Востока, Москва, Государственный музей искусств, Ташкент, Музей культуры народов Узбекистана, Ташкент, Музей прикладного искусства, Ташкент, Государственный музей искусств Республики Каракалпакии имени Савицкого, Нукус, Узбекистан. А также многие другие музеи, галереи и частные собрания России, Германии, Польши, Израиля, Турции, Пакистана, Великобритании, США, Канады, Франции, Кореи, Дании и других стран.
Куратор – Люсинэ Петросян
http://www.kedrin.com/
http://www.a3gallery.ru/
Контакты для СМИ: 8-916-674-11-69 [email protected]
«Московский Выставочный Зал "ГАЛЕРЕЯ АЗ"» г. Москва, Староконюшенный пер., д.39. тел/факс (495) 697 14 56
Вернисаж состоится 23 мая с 19.00 до 22.00 (по приглашениям и аккредитации)
Хотите опубликовать пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали